Как открыть летнее кафе: работающий бизнес-план и нюансы сезонного бизнеса
Спрос на летние кафе постоянно превышает предложение. Такой вид бизнеса считается сегодня одним из самых прибыльных. При этом рынок вполне доступен для начинающих предпринимателей, не имеющих каких-либо специфических знаний. Главное, что им требуется понять — смогут ли они открыть своё уличное кафе и обеспечить его бесперебойную работу?
Содержание
Как открыть летнее кафе
С чего нужно начать, чтобы раскрутить дело на один сезон? Этот вопрос задаёт себе любой бизнесмен, планирующий запустить проект по открытию летнего заведения общепита. Чтобы попробовать свои силы, ему необходимо наличие трёх условий:
- навыки организатора;
- грамотный бизнес-план;
- начальный капитал.
Если они у предпринимателя есть, можно переходить к практической реализации идеи.
Какие документы и разрешения нужны для открытия
Точную дату начала сезона летних кафе называют местные органы власти. Например, в нашей столице начинать монтировать сооружения разрешено с середины марта, а разбирать — до половины ноября. Сезон в Москве начинается с 1 апреля и заканчивается 31 октября.
В более северных или южных городах сезон работы летних площадок может быть немного другим.
Чтобы получить свидетельство индивидуального предпринимателя, необходимо зарегистрироваться в местных налоговых органах. После нужно написать соответствующую заявку в администрацию — обычно этим занимается отдел потребительского рынка.
Перечень документов для подачи заявки:
- квитанция об оплате налогов;
- договор краткосрочной аренды;
- положительное заключение Госсанэпиднадзора;
- разрешение на строительство;
- перечень ассортимента товаров;
- точное описание кафе;
- сертификаты качества продукции;
- лицензия на продажу алкоголя.
Собрать все бумаги нужно до начала апреля, потому что их рассмотрение длится до двух месяцев. В этом случае решение может запоздать к началу тёплого сезона. Без одобренной заявки открыть летнее кафе нельзя.
Впрочем, муниципальные чиновники говорят, что отказы в рассмотрении бумаг бывают редко. Касаются они только претендентов с плохой репутацией, то есть тех, на которых уже поступали жалобы от недовольных клиентов.
Лицензию для торговли алкоголем оформляют отдельно на каждый вид спиртного. Выдачей разрешений занимается Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка. Стоимость по каждой позиции — 40 000 рублей за год.
Заявление на выдачу лицензии на деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции компании вправе представить в лицензирующий орган в электронном виде. Заполнить бланк и отправить в Росалкогольрегулирование можно, зарегистрировавшись в справочно-информационном портале «Государственные услуги».
Бизнес-план летнего кафе
Чтобы точно рассчитать доходы и расходы, допустим, что заведение будет вмещать до 60 человек и находиться в центре города с насенением 200–300 тысяч человек.
Определение помещения и выбор места
Именно от этого пункта зависит эффективность будущего бизнеса. Самыми удачными вариантами дислокации признаны точки:
- с большой проходимостью гуляющих;
- не очень далеко от парковки и оживлённых проездов;
- вблизи развлекательных объектов мест для прогулок.
А вот планировать кафе рядом с шумным шоссе не стоит, это обязательно отпугнёт посетителей, настроенных на спокойный отдых. Не спасут даже свободные парковки поблизости.
Важно учесть, что по закону заведения с продажей спиртосодержащих товаров не получится открыть поблизости от детских садов, школ, а также в жилых домах.
Не забывайте и наилучшим образом обозначить своё заведение. Вывесьте несколько ярких баннеров, а также организуйте распространение листовок со скидками и акционными предложениями.
Анализ рынка и главных конкурентов
По данным статистических исследований, жители России тратят на еду в общепите около 3,5% доходов. Эта сфера продемонстрировала минимальное падение выручки даже в кризисный период.
Несмотря на непростые времена, оборот общественного питания в России за 3 квартала этого года превысил 961 миллиард рублей, свидетельствуют данные Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС), которую курирует Росстат.
Значит, ниша летнего уличного кафе и дальше останется перспективной. Но именно этот факт обещает большую конкуренцию среди заведений общепита.
Изучаем конкурентов
В тёплые летние дни посетители с удовольствием пользуются услугами кафе на открытом воздухе. Но при наступлении плохих погодных условий клиенты немедленно переходят в заведение закрытого типа. Получается, что главными конкурентами данному сегменту можно считать подобные закусочные поблизости. А это потребует оперативно изучить их конкурентные преимущества. Многие начинающие предприниматели немедленно внедряют подсмотренные плюсы других точек общепита у себя.
Впрочем, при особо удачном выборе места для кафе и стабильно хорошей погоде наличие или отсутствие конкурентов не особенно влияет на прибыльность бизнеса.
Таблица: стартовые финансовые вложения
Обязательные затраты | Общая сумма, тыс. руб. |
Монтаж стационарного объекта | 500 |
Получение документов и разрешений на открытие | 250 |
Прокладка коммуникаций | 150 |
Благоустройство близлежащей территории, включая установку заграждений и озеленение | 200 |
Итого | 1100 |
Какое оборудование необходимо
Минимальный набор оборудования для открытия кафе не слишком велик:
- заборчики для ограждения зоны;
- зонтики или навесы;
- столы и стулья;
- холодильники и холодильные витрины;
- печи;
- мангал для открытого огня;
- стойка для бара;
- микроволновые печи.
Остаётся посчитать, сколько денег потребуется вложить в его приобретение.
Таблица: затраты на покупку оборудования
Название оборудования | Количество, шт. | Общие затраты, тыс. руб. |
Холодильники | 3 | 120 |
Печь | 2 | 30 |
Мангал | 1 | 15 |
Микроволновая печь | 2 | 15 |
Барная стойка с оборудованием по розливу пива | 1 | 120 |
Комплекты лёгких столов и стульев | на 50 персон | 50 |
Инвентарь | 25 | 60 |
Итого | 410 |
Получается, что для заведения вместимостью около 50 посетителей оборудование и обстановка обойдутся примерно в 400 тысяч рублей.
По оценкам специалистов, вложения в открытие летнего кафе составляют минимум 12–18 у. е. на одно посадочное место.
Подбор персонала
Если вы запланировали весь цикл производства блюд и посменный график работы, для бесперебойного функционирования заведения вам понадобится:
- руководитель кафе;
- повар — от 2 до 4 человек;
- официанты — также от 2 до 4 человек;
- охранник (при необходимости);
- водитель с обязанностями закупщика.
Во сколько обойдётся персонал
Чтобы просчитать издержки на персонал, определим сумму затрат на содержание работников, включая различные отчисления и налоги.
Таблица: расходы на оплату труда персонала:
Должность | Количество человек в штате | Оклад, тыс. руб. | Всего затрат, тыс. руб. |
Старший менеджер (руководитель кафе) | 1 | 35 | 35 |
Повар | 2 | 30 | 60 |
Водитель-закупщик | 1 | 25 | 25 |
Официант | 4 | 25 | 100 |
Охранник | 2 | 20 | 40 |
Уборщица | 1 | 15 | 15 |
Итого | 11 | 275 | |
С учётом отчислений на социальное страхование | до 340 |
Предполагается, что основными клиентами кафе будут люди сравнительно молодого возраста, поэтому и служащие заведения должны им соответствовать.
Главные требования к соискателям вакансий:
- доброжелательность;
- опыт работы;
- прохождение медосмотров;
- коммуникабельность;
- опрятность.
Приятный персонал, умеющий говорить на одном языке с клиентами, увеличивает посещаемость заведения и, как следствие, рентабельность бизнеса.
Определение концепции кафе, планирование ассортимента и меню
Самым доходным вариантом идеи летнего кафе будет заведение, предлагающие посетителям еду, только что приготовленную на открытом огне. Шашлыки и овощи на гриле в этом случае — просто незаменимые блюда.
Всегда популярным будут и точки, продающие спиртные напитки. Большая часть аудитории такого кафе, как правило, состоит из молодых людей. Уровень их дохода — средний или менее среднего.
Разрабатывая политику ценообразования, принимайте во внимание платёжеспособность своей целевой аудитории. Средний чек для клиента не должен быть выше 400–700 рублей.
Значение интерьера
Концепция кафе обязательно отражается и на его оформлении. Стиль подбирают в зависимости от степени открытости сооружения.
Два главных закона удачного вида помещения гласят:
- все компоненты внутреннего убранства должны быть взаимосвязаны в сознании гостей заведения — это создаёт цельность восприятия и положительные эмоции;
- цвет способен изменять настроение, увеличивая или уменьшая активность посетителей.
Грамотное использование цветового оформления поможет владельцу адаптировать свои пожелания к настроению гостей.
Красный цвет вызывает аппетит и стимулирует незапланированные решения. Например, позволить себе заказать дорогое блюдо. Но этого цвета не должно быть очень много.
Оранжевый тоже способен дать прилив энергии, но в больших количествах он пугает.
Оранжевый цвет разжигает аппетит и стимулирует потребительскую активност, но его не должно быть слишком много
А под влиянием синего, серого и сиреневого посетители дольше находятся в заведении, спокойнее выбирают блюда и меньше думают о затратах.
Самые естественные цвета — бежевый, коричневый, зелёный наиболее точно передают натуральные цвета природы, успокаивая и давая ощущение надёжности.
Естественные цвета в интерьере ассоциируются с природными ландшафтами — это действует на посетителей умиротворяюще
Коричневый цвет внушает ощущение силы и обстоятельной долговечности. Однако его избыток принесёт мрачные мысли, поэтому ему нужны яркие цветовые акценты.
Замечено, что сочные цвета нравятся людям с невысоким достатком, поэтому яркие интерьеры часто используют недорогие заведения общепита.
Оптимальный ассортимент
Выбранная концепция летнего кафе подразумевает и подходящий вариант меню:
- шашлык из всех видов мяса на открытом огне;
- мясо с овощами на гриле;
- рыба на гриле;
- множество гарниров из овощей и круп;
- картошка фри;
- овощные салаты;
- дополнения к пиву: сухарики, чипсы, сыр;
- любой алкоголь.
Важно, чтобы в вашем заведении готовили вкусно.
Составление финансового плана
Наибольшая наполняемость кафе планируется в вечернее время и в выходные дни. Для зала на 45–55 мест с наполняемостью по вечерам хотя бы на 75%, приблизительное число клиентов в день составит около 135 человек. За месяц оно составит уже 4 тысячи заказов.
Предположим, что средний чек на одного посетителя составит минимум 450–550 рублей. Тогда выручка за месяц составит около 2 миллионов рублей.
Определив ориентировочный размер своих доходов и отняв необходимые издержки, несложно вычислить и показатель прибыли.
Таблица: расчёты прибыли заведения за месяц работы
Статья плана | Затраты, тыс. руб. в месяц |
Стартовые вложения | 1100 |
Выручка | 2000 |
Переменные затраты (доходят до трети от выручки) | 600 |
Постоянные затраты (коммунальные платежи, зарплата работникам, оплата аренды, налоги) | 500 |
Прибыль | 900 |
Результаты показывают, что первый же опыт работы даёт хорошую прибыль. Но как вычислить эффективность проекта в целом, ведь он будет действовать как минимум 4,5–5 месяцев?
Таблица: эффективность работы бизнеса
Параметр | Величина параметра |
Стартовые вложения, руб. | 1100 |
Выручка за 5 месяцев, тыс. руб. | 10000 |
Издержки за 5 месяцев, тыс. руб. | 5500 |
Прибыль за 5 месяцев, тыс. руб. | 4500 |
Период окупаемости | 1,3 месяца |
Рентабельность работы | 45% |
Результаты вычислений наглядно показывают, что даже летнее кафе средних размеров окупает себя уже на втором месяце работы.
Основные риски и нюансы сезонного бизнеса
При реализации проекта всегда существует вероятность несоответствия реальных результатов запланированным.
Главные риски летнего бизнеса в общественном питании:
- Падение спроса из-за аномальных погодных условий.
- Давление на бизнес со стороны надзорных организаций. Особенно это касается торговли пищевыми продуктами.
- Опасность неплатежей.
Однако риск падения спроса существует только на очень коротком отрезке времени, исчисляемом днями. На более длительный срок спрос в сезон не падает.
Чтобы минимизировать давление надзорных органов, опытные предприниматели прислушиваются к рекомендациям развивать эконом-вариант бизнеса.
А риск неплатежей владелец кафе сам в силах свести к минимуму. Нужно выстроить свою маркетинговую программу так, чтобы она предусматривала гарантии, а в идеале — ориентироваться на сотрудничество по предоплате.
В чём отличие летнего бизнеса
Главной особенностью сезонного бизнеса считается ограничение во времени. Поэтому каждый год его рассматривают как новый проект, старт которого совпадает с началом сезона. А начинаться он должен с обязательной подготовительной части, которая длится до полугода.
Затем происходит старт — вход в сезон и выход из него. При этом важно отметить, что заключительная фаза достойна самого пристального внимания. На выходе из сезона полезно зафиксировать его трудности и потери.
Дальше наступает этап подведения итогов. И полученная информация станет основой для составления бизнес-плана на следующий сезон.
Владельцы сезонного бизнеса в общепите практически обречены на успех. Достаточно последовательно и уверенно проводить в жизнь готовый бизнес-план.
Страхи неопытных предпринимателей при ведении сезонного бизнеса далеко не всегда обоснованы. При правильном планировании запуск проекта под названием «летнее кафе» — наилучшая возможность реализовать давние идеи и применить свои способности в предпринимательстве.