Что такое диверсификация
Успешное ведение бизнеса предполагает применение приёмов, увеличивающих его устойчивость и уменьшающих риски критических убытков под влиянием изменившихся обстоятельств. Важный приём поддержания бизнеса в стабильном экономическом положении – диверсификация. Простыми словами, это распределение капитала по различным проектам. При возникновении временных трудностей или снижение актуальности одного проекта, доход обеспечит другой. Этот приём позволит нивелировать убытки и поддержать дело в приемлемом финансовом положении.
Содержание
Что значит диверсификация
Термин диверсификация в переводе с латыни означает «разнообразие» или «изменение». Так именуют внесение разнообразия в виды деятельности и производимый ассортимент, виды инвестирования, переориентацию рынков сбыта. Цель стратегии – защита бизнеса от банкротства в случае снижения рентабельности.
Другими словами диверсификация позволяет защитить бизнес при помощи расширения ассортимента продукции, либо переориентации рынков сбыта
Альтернативные потоки поступающих средств поддержат на плаву компанию, если какой-либо сегмент станет убыточным в силу изменившегося спроса или экономической ситуации. Экономическая нестабильность мировых рынков делает вкладывание капитала в один их сегмент весьма рискованным.
Основные типы
Диверсификация – многогранное понятие, состоящее из разнообразных типов:
- Диверсификация производства – переориентация на разнообразие выпускаемой продукции, поиск новых рынков сбыта. Этот приём даёт возможность обеспечить стабильности бизнеса при возникновении убыточности некоторых направлений производства или при уменьшении спроса на отдельные виды продукции. Делится на две разновидности: горизонтальную (предполагает добавление в имеющийся ассортимент новых видов продукции) и вертикальную (основанную на движении фирмы по собственной производственной цепочке: открытие собственных магазинов для реализации продукции, приобретение фирмы-поставщика сырья и материалов).
- Диверсификация бизнеса – приём, заключающийся во вложении средств в своё и чужие производства или финансовые учреждения. Направления финансируемой деятельности чаще не связаны друг с другом, что позволяет сохранить активы в кризисных экономических условиях. Процесс состоит из внесения разнообразия в деятельность: одновременное расширение ассортимента продукции, переориентация некоторых сегментов производства на другие направления, инвестирование в смежные или отличающиеся по направлению отрасли.
- Диверсификация капитала – вложение средств в разнообразные отрасли и финансовые учреждения. Приём позволяет сохранить капитал, значительно уменьшив риски. Наиболее разумной стратегией является сочетание внутреннего (депозиты в 3-х и более отечественных банках) и международного (открытие нескольких иностранных счетов) распределение средств.
- Диверсификация экономики. Данный тип диверсификации заключается в распределении средств между всеми отраслями экономики для их пропорционального развития. Это позволяет государству создать стабильную экономику, обладающую устойчивостью в условиях кризису.
- Дисбаланс в развитии отдельных сфер экономики приводит к инфляционной неустойчивости. Диверсификация особенно целесообразна для государств, экономика которых находится в прямой зависимости от экспорта природных ресурсов, поскольку их финансовая стабильность зависит от мировой ценовой конъюнктуры.
- Диверсификация рисков – распределение средств внутри инвестиционного портфеля между сферами различных степеней риска. Мастерство инвестора при использовании данной модели заключается в умении найти компромисс в соотношении рисков и стабильных доходов
- Диверсификация инвестиций – распределение средств между разнообразными инструментами заработка. Разумно распределённый инвестиционный портфель состоит из различного вида ценных бумаг, и доля каждой в соотношении с общим размером капитала невелика. Одновременно с ценными бумагами бизнесмен осуществляет вложения в драгметаллы, объекты недвижимости, фонды доверительного управления. Стоит учесть, что вложение в акции одного предприятия или в один тип недвижимости рисков не снижает.
- Диверсификация экспорта – расширение ассортимента товаров, предназначенных для реализации за пределами государства. Снижает зависимость экономики отдельного государства от колебаний мирового рынка. Речь идёт не только о расширении товарных статей, но и об освоении новых географических направлений.
Диверсификация состоит из разнообразных типов
Виды
Экономисты выделяют три вида диверсификации:
- Связанная – расширение возможностей предприятия в рамках единого направления производства. Главная цель данной стратегии – эффект синергизма: повышение отдельных выгод задействованных отраслей или видов деятельности.
- Несвязанная – использование полученных средств для освоения и организации работы в новом направлении, отличающемся от используемого ранее. Например, налаживание выпуска продукции, кардинально отличающейся от прежней. Преимущество данного вида в увеличении производственной гибкости компании, освоении более рентабельных отраслей производства.
- Комбинированная – смешанный вид, обеспечивающий наполнение портфеля предприятия большим количеством разнообразных зон хозяйствования или разделение производственных и административных ресурсов между несвязанными направлениями.
Различают три различных вида диверсификации: связанная, несвязанная и комбинированная
Преимущества и недостатки
Диверсификация позволяет минимизировать риски банкротства при изменении экономической ситуации. Распределение средств по разным направлениям или объектам сводит к минимуму вероятность потери капитала. Этот метод – наиболее благоприятный выход для любой компании в случае снижения спроса в определённой отрасли.
Это важно! Диверсификация сводит к минимуму зависимость производства от внешних источников, увеличивает конкурентоспособность, обеспечивает рост прибыли, повышает финансовую эффективность производства.
Прежде чем принимать решение о пути развития бизнеса, следует взвесить плюсы и минусы
Наряду с преимуществами, диверсификация имеет некоторые недостатки:
- Возможная необходимость применения определённых технологий или навыков, которыми компания не располагает;
- Потребность в больших объёмах инвестиций;
- Нерациональное перераспределение средств с основного производства на новые сегменты.
Это важно! Ошибочно разработанное расширение или работа в новой области могут оказаться недостаточно прибыльными, как это планировалось ранее. Для организации процесса понадобится привлечение грамотных специалистов, что само по себе потребует вложения дополнительных средств.
Суть стратегии
В условиях конкуренции стратегия диверсификации – инструмент управления предполагаемыми рисками. Она позволяет избежать фокусировки усилий компании на одном направлении, тем самым сохранить работоспособность и прибыльность бизнеса в периоды возможного экономического спада, стагнации или изменения принципов работы одной из отраслей производства.
Правильно выбранная стратегия способна значительно повысить стабильность бизнеса. Выбор экономически выгодной стратегии начинают с тщательного анализа ресурсов и факторов окружающей среды. В основе принятия окончательного решения должно быть знание тенденций рынка. Диверсификация целесообразна при наличии следующих условий:
- Сужение возможностей функционирующего бизнеса;
- Перспективы новых возможностей;
- Сокращение издержек производства;
- Наличие необходимых финансовых и кадровых ресурсов;
- Возможность переноса средств в иные отрасли.
Если стратегия диверсификации выбрана верно, это может повысить стабильность бизнеса
Разработку стратегии проводят с учётом следующих показателей:
- Экономическая привлекательность отрасли;
- Размер затрат на вхождение в отрасль и внедрение проекта;
- Возможные препятствия;
- Предполагаемый спрос на новую продукцию.
При существовании идей применения нескольких стратегий выбирают менее затратную, с минимальным сроком окупаемости. В основу планирования закладывают сильные стороны налаженного и приносящего стабильный доход бизнеса. Нельзя ориентироваться на успех конкурентов при недостатке информации о ресурсах и возможностях, которыми они располагают.
Немаловажный фактор успешной диверсификации – достаточность финансовых и кадровых ресурсов. Если при расчётах выяснится, что имеющихся ресурсов недостаточно, от внедрения проекта лучше временно отказаться либо разработать альтернативный.
Это важно! Освоение новых направлений целесообразно только при стабильном развитии текущих. Если в работающих направлениях существуют недостатки и проблемы, необходимо направить свободные средства на их устранение.
Примеры
Общемировая тенденция выбора стратегий диверсификации в современных условиях – слияние и поглощение. Процесс слияния, как вариант горизонтальной диверсификации, способствует минимизации затрат на организацию производства, рекламу, поиск поставщиков и заключение с ними договоров, освоение новых рынков сбыта. Одно из существенных преимуществ слияния – приобретение с уже налаженным производством квалифицированного персонала.
Чаще всего в современном бизнесе применяются слияние и поглощение
Пример вертикальной диверсификации – слияние предприятий – участников одной технологической цепочки или канала продвижения товара: поставщика сырья, производителя и торговой компании. Пример эффективной вертикальной диверсификации – деятельность компании «Studentagency» из Чехии, которая начала с организации пассажирских перевозок внутри государства, затем освоила рынок Германии, Австрии и Словакии, переориентировавшись на обслуживание туристов. Затем работа компании распространилась на организацию экскурсий и бронирование отелей.
Пример несвязанной диверсификации – предприятие «VirginGroup» из Англии. Компания начала деятельность в сфере звукозаписи и продажи музыкальных носителей. Впоследствии, путём создания дочерних предприятий, распространила работу на другие направления бизнеса: авиаперевозки, кинопроизводство, банковские услуги.
На отечественном рынке стоит отметить удачное применение диверсификации компанией ФПГ «Нефтехимпром», которая прошла путь от поставщика сырья до организации полного цикла производства конечного продукта. После приобретения крупнейшего шинного завода организация стала владелицей законченной технологической цепочки производства от переработки нефти до продажи готового товара. В настоящее время «Нефтехимпром» – популярный производитель на рынке шин, занимающийся сбытом продукции через собственную торговую сеть.
Диверсификацию в глобальном масштабе наглядно демонстрируют экономические преобразования в США. За последнюю четверть века государство добилось равномерного распределения активов между экономически стабильными отраслями, что помогло сохранить лидерство по стабильному финансовому положению населения и одновременно с этим добиться лидирующего положения на международном рынке.
Видео: что представляет собой диверсификация
Грамотная, тщательно просчитанная диверсификация на любой стадии развития бизнеса – способ сохранения и приумножения капитала. Актуальность данной стратегии снижения рисков многократно усилилась во время современного экономического кризиса. Бизнесменам стало понятно, что выжить в настоящих условиях помогает только освоение нескольких направлений.