Какие особенности имеет проверка Роспотребнадзора в аптеках?
Чтобы понять, в чем заключается суть проверки Роспотребнадзора в аптеках, необходимо выяснить, какими вопросами занимается это государственное ведомство. Роспотребнадзор занимается защитой прав потребителей, контролем соблюдения норм во всех общественных и коммерческих сферах человеческой жизни, а также сохранением экологии и природы. При осуществлении плановой или внеплановой проверки члены комиссии руководствуются исключительно правилами и актами, которые регламентированы государственным законодательством.
Главенствующее место в системе защиты прав потребителей занимает здоровье человека и всей нации. Именно поэтому соблюдение медико – санитарных норм является приоритетным критерием при осуществлении проверки.
Проверка аптек является невероятно важной частью работы ведомства. В состав комиссии в данном случае должны входить опытные медики и фармацевты в обязательном порядке. Каждая аптека региона должна проверяться Роспотребнадзором систематически. Мало того, если в процессе проведения определенной комиссии были выявлены нарушения, муниципалитет должен назначить повторный визит Роспотребнадзора. Такие мероприятия необходимы для того, чтобы проследить за исправлением погрешностей работниками аптеки. В случае невыполнения требований ведомства, коммерческую организацию могут ожидать большие проблемы.
Содержание
Классификация проверок
Роспотребнадзор наносит визиты фармацевтическим организациям не реже одного раза в два года. Это правило касается плановых проверок, причин организации внеплановых комиссий может быть масса. Представители ведомства обязаны предупредить руководство организации о предстоящей проверке за несколько дней.
Отдельным видом внеплановой проверки является целевая комиссия, которая может быть назначена на основе многочисленных жалоб от потребителей:
- кассир неправильно рассчитал сдачу при покупке медикаментов;
- потребитель получил лекарственный препарат, который не соответствует характеристикам листа – вкладыша;
- кассир был груб с покупателем.
Подобные жалобы никогда не остаются в не поле зрения ревизии. Целевая проверка назначается в срочном порядке и осуществляется без предупреждения работников и руководства.
Более серьезным и ответственным видом ревизии является контрольная закупка, проверка такого типа может проводиться в комплексе. По жалобам потребителей Роспотребнадзор контрольные закупки практически никогда не проводит. Основанием для назначения проверки могут стать более веские причины:
- выявление фальсификации препаратов;
- мошеннические деятельности с кассовым оборудованием;
- перевозка несертифицированных лекарственных препаратов через границу государства;
- нелегальная продажа медикаментов, которые содержат наркотические вещества.
Информация о нарушениях может поступать с самых различных источников. При проведении контрольной закупки аптеку посещает не только торговые инспекторы. В зависимости от характера нарушения в состав комиссии могут входить:
- работники милиции;
- сотрудники налоговой инспекции;
- представители таможенного комитета.
Проверки такого рода очень сложны по своей структуре, ведомство быстро реагирует на подобные нарушения, поэтому собирает членов комиссии в срочном порядке.
Обратите внимание! Комиссия Роспотребнадзора обязана предъявить государственное распоряжение о проведении проверки перед началом ревизии. В документ должны быть вписаны все специалисты и эксперты, которые будет принимать участие в операции. Отсутствие официального документа может быть основанием для отказа от проведения ревизии.
На что эксперты обращают внимание в первую очередь в процессе проведения ревизии?
Кроме распорядительного документа каждый член комиссии обязан предъявить свое служебное удостоверение для того, чтобы руководитель аптеки смог его идентифицировать. На государственном документе должна стоять печать отделения той территории, на которой располагается проверяемая организация.
Зачастую Роспотребнадзор назначает всего одного эксперта для проведения операции. Однако бывают исключения, внеплановые проверки, например, всегда осуществляются группой различных экспертов.
Перед началом ревизии необходимо ознакомиться с удостоверениями всех членов, которые входят в состав назначенной комиссии. Нужно внимательно следить за характером вопросов, которые задают эксперты. Руководитель фармацевтической организации вправе не отвечать на вопросы, тема которых прямо или косвенно не касается цели проверки.
Объектами проверки чаще всего являются:
- соблюдение правил розничной торговли в рамках медицинской продукции;
- наличие в коммерческой организации всех необходимых сертификатов на продажу тех или иных лекарственных препаратов;
- соблюдение санитарных правил и норм аптечными работниками и руководством;
- наличие отклонений в системе ценообразования, соответствие государственным нормам ценообразования в сфере медицины и фармацевтики;
- технология работы кассового оборудования;
- фактическая документации о регистрации в органах налоговой инспекции того отделения, за которым прикреплена коммерческая организация.
Частые случаи нарушений
Государство Российской Федерации устанавливает единые для всех правила розничной торговли в сфере медицины и фармацевтики. Поэтому требования к проведению проверки аптек также являются одинаковыми для всех организаций.
Инспектор Роспотребнадзор при входе в аптеку сразу обращает внимание на вывеску, которая в норме должна соответствовать всех техническим параметрам и требованиям в сфере общественной безопасности. Первым документом, который может попросить представитель комиссии, является свидетельство индивидуального предпринимателя.
Обратите внимание! Аптечные учреждения могут иметь и другую организационную структуру. Индивидуальные предприниматели в сфере фармацевтики имеют, как преимущества, так и ограничения в ведении деятельности.
По государственному законодательству в торговом зале аптеки должна содержаться следующая информация:
- телефонные номера, адрес электронной почты, с помощью которой потребитель может связаться с руководством;
- копия сертификата, лицензии, которая открывает доступ к реализации медицинских препаратов;
- основная информация о сотрудниках, которые обслуживают данную фармацевтическую компанию;
- наименования социальных групп, которые имеют право получать лекарственные препараты по сниженным ценам;
- номер телефона центра поддержки, по которому клиенты могут получить специализированную консультацию.